zhuravlik_35 (zhuravlik_35) wrote in kinoclubsv,
zhuravlik_35
zhuravlik_35
kinoclubsv

Categories:

Голодные игры в новом мировом человейнике.

                                                 
     

Свое видение постапокалептического устройства мира представил американский режиссёр Гэри Росс, известный зрителям по картинам "Плезантвиль"(1998) и "Фаворит"(2003). Его новый фильм "Голодные игры", экранизация первой книги одноименной трилогии С.Коллинз, вышел в прокат в апреле 2012г.
Перед нами два полярных мира в рамках одного государства , называемого Панемом. Наверху-- богатая , сытая, блестящая столица- Капитолий. Она населена пресыщенными людьми с внешностью активистов гей-парадов и модных фриков. Это типичное общество потребления, требующее "хлеба и зрелищ"- "panem et circenses"(лат). Отсюда и название государства- Панем. Заправляет всем диктатор Сноу( Д. Сазерленд), в подчинении у которого вся мощь армии и репрессивного аппарата. Это -верхушка общества.
Смысловые отсылки к Римской империи и в именах героев- Клавдий, Сенека, Цезарь, Катон, и в самом действе, напоминающем ритуальное жертвоприношение на манер гладиаторских боёв. Вот только бьются герои не на арене амфитеатра, а на управляемой, напичканной множеством телекамер лесной Арене, откуда ведётся онлайн- трансляция на всю страну в режиме реалити-шоу. Население Капитолия показано отвратительным- циничным, искусственным, бездушным. Этих разряженных кукол и людьми-то сложно уже назвать.

Другой мир- это вся остальная территория страны, поделённая на 12 областей(дистриктов), природные богатства и рабочая сила которых и питает благополучие и роскошь столицы. Население дистриктов -истощённые от тяжёлой работы, полуголодные люди . Нам показывается невзрачное, грязное поселение, огороженное колючей проволокой под напряжением. Понятно, что это -резервации, которые нельзя оставить по собственному желанию. Там царит атмосфера полной безысходности .Что подчёркивается и цветовыми решениями: в отличие от сверкающего всеми цветами радуги Капитолия ,кадры, где показана жизнь окраин, грязно- серые, бесцветные . Голод, нужда и подавленность - вот что прежде всего бросается в глаза.

Итак, перед нами два разных мира. Встретятся они на 74 Голодных играх - изощрённом по своей жестокости реалити-шоу, которое устраивается для развлечения верхов. Это также способ держать в страхе и повиновении жителей окраин- месть за давнюю попытку с помощью революции освободиться от ига Капитолия. Тот восстание жестоко подавил , но изрядно напугался. И учредил изуверские состязания, этакие ринтуальные жертвоприношения Силе и Власти. Суть их в том, что выбранные по паре юноши и девушки 12-18 лет со всех окраин должны убивать друг друга потому , что победитель один- тот, кто остался в живых. Ему обеспечивается безбедное существование в родном дистрикте, а сам дистрикт усыпается наградами — по большей части в виде продовольствия. Весь год Капитолий демонстрирует свою щедрость — выделяет победившему дистрикту зерно, масло, даже лакомства вроде сахара, в то время как остальные пухнут от голода. Цинизм заключается также в том, что эта бойня- для капитолийцев лишь шоу . А у шоу свои законы- зрителям надо понравиться , чтобы они оказали в трудную минуту спонсорскую помощь в виде таблетки, спасающей от смерти, или глотка воды при нестерпимой жажде…. Ведь для них эти бегающие по лесу дети- не совсем и люди…. Иначе как объяснить эту феноменальную жестокость? Ответ напрашивается сам собой - вот оно, многоэтажное человечество. Небольшая группа управляющих, избранные креаклы, обслуга - с одной стороны и все остальные, неудачники, которых можно только презирать и использовать- с другой.

Модель будущего, нарисованная в фильме, не кажется такой уж неправдоподобной на фоне огромного имущественного расслоения и нехватки продовольствия в некоторых частях мира. Но подростки, целевая аудитория, воспринимают фильм в лучшем случае как средней руки фантастику, не имеющую к реальности никакого отношения. Они попросту не могут помыслить, что фильм может оказаться ближе к реальности, чем им кажется..У них это просто не укладывается в голове. Тем более , что герои успешно дают бой этому чудовищному миру.

 Главным героям жителям дистрикта №12- Китнисс (Дженнифер Лоуренс) и Питу (Джош Хатчерсон)выпадает жребий участвовать в Играх . Китнисс - безусловная актёрская победа Д. Лоуренс. Сыгранная очень точно, без излишней патетики, её героиня являет собой тип личности, не сломавшейся под влиянием обстоятельств .Китнисс цельная и смелая, жертвенная и способная сострадать даже врагам. Она являет собой пример того, как можно менять правила игры, если ты обладаешь внутренней силой и не желаешь подчиняться жестоким установлениям в угоду толпе.Во время всех испытаний Китнисс сохраняет человечность и силу духа. И в итоге выигрывает.

Противостояние человека бесчеловечному, воля к победе, значение ценностей в нашей жизни- об этом повествует фильм. Отрадно отметить, что очень деликатно показаны сцены жестокости и нет откровенных сексуальных сцен. Зато есть динамика, напряжения моментов и самое главное- смысл.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments